Двигаясь, железнодорожный транспорт создает шум, интенсивность и характер которого зависит от типа поездов, их скорости, характера движения и состояния пути. Снизить негативные воздействия шума от потоков железнодорожных составов можно, используя ряд мер и конструкций. Так, например, одним из способов защиты от шума, создаваемого железнодорожным транспортом, являются акустические дорожные ограждения или экраны. Акустический экран представляет собой преграду, устанавливаемую между путями и объектами, которые требуется защитить от шума, — жилыми домами, школами, больницами и т.д. Такая преграда обеспечивает снижение шума до требуемых норм или установленных проектами значений.
Шумозащитные экраны для РЖД https://rid-road.ru/catalog/shumozawitnye-ekrany/ состоят из фундамента, стоек и панелей. Стойки крепятся к фундаменту, заглубляемому в землю. Они могут располагаться как вертикально, так и под наклоном. Панели устанавливаются непосредственно между стойками. Дополнительными элементами при монтаже акустических ограждений служат полки, козырьки, поперечные профили, уплотнения, крепеж и т.д.
Параметры, формы и материал верхней граничной поверхности акустических панелей, а также определение ожидаемой акустической эффективности выбираются и соответственно осуществляются акустическим расчетом по ГОСТу 33325. Контроль шумозащитных ограждений на соответствие техническим требованиям выполняется по ГОСТу 33328.
Классификация шумозащитных железнодорожных ограждений
Монтируемые вдоль железнодорожных путей шумозащитные экраны классифицируются по принципу действия, конструктиву верхней части, пропусканию света, материалам изготовления акустических панелей.
По принципу действия акустические экраны для РЖД бывают отражающие и отражающе-поглощающие. По конструктивному решению верхней части подразделяются на экраны с надстройкой верхней граничной поверхности и экраны без надстройки. По степени светопропускания заграждения могут быть прозрачными (светопроницаемыми), непрозрачными (светонепроницаемыми) и комбинированными. Материалами изготовления акустических панелей и экранов выступают: бетон, металл, дерево, композитные, светопрозрачные материалы и т.п.
Основные требования к акустическим экранам
- Акустическое железнодорожное ограждение должно иметь заявленные значения звукопоглощения и звукоизоляции панелей, равно как и значения приведенной акустической эффективности, отраженные в проектной документации на конструкцию.
- Техническое задание на проект акустического экрана должно содержать значения следующих контролируемых показателей:
- механическая прочность;
- огнестойкость;
- стойкость к старению, коррозии, ударам камней;
- защищенность от вандалов;
- защита от поражения электрическим током населения и обслуживающего персонала;
- пригодность к ремонту;
- удобство в эксплуатации.
- Акустические экраны, которые монтируются вдоль железнодорожных путей с высокоскоростным движением, должны быть устойчивы к воздушным импульсам разрежения и сжатия, создаваемым высокоскоростным транспортом при движении.
- Температура воздуха, при которой должен эксплуатироваться шумозащитный экран, должна составлять диапазон от -55 до 50 градусов Цельсия.
- Нормативный срок службы экранов до момента их капремонта должен превышать пятнадцать лет.
Шумозащитные экраны не должны создавать помех проведению ремонтных работ на железнодорожных путях.